Музыка в кино

Сегодня саундтрек порой становится едва ли не главным действующим лицом в фильме, для которого он был создан. С его помощью происходит яркое эмоциональное восприятие сюжетной линии, композитор своим произведением помогает выразить то, что не удается сделать визуально. Иногда достаточно просто слушать музыку, чтобы понять замысел режиссера.

Звуковая дорожка как индикатор жанра

Звук появился в кино почти сразу. Правда, сначала таперы старались играть громче, чтобы заглушить треск проектора. Но со временем мелодии стали подбираться, исходя из содержания фильма. Современный зритель, искушенный многочисленной видеопродукцией, хочет уже с первых кадров понять, к какому жанру относится тот или иной фильм:

  • блокбастер;
  • мелодрама;
  • комедия;
  • мюзикл;
  • триллер;
  • фильм ужасов.

И помочь ему в этом призван саундтрек. Жанровая принадлежность определяется звуковым рядом, по которому зритель сразу понимает, предстоит ли ему смеяться или вздрагивать от страха.

Иногда музыка и песни, написанные для кино, начинают жить своей жизнью. Бывает и наоборот – удачно созданная композиция подходит к сюжету нового фильма, и режиссер делает ее основной музыкальной темой. Именно так произошло с двумя композициями из репертуара известной певицы Тины Кароль, ставшими саундтреками к телевизионным фильмам.

Лирическая песня «У неба попросим» из альбома «Полюс притяжения» украсила собой телесериал «Территория красоты», а сюжетная линия фильма стала основой для нового клипа певицы. Композиция «Боль» прозвучала в фильме «Сила любви и голоса», снятом с участием самой певицы в память о муже.

Определить тему фильма помогает не только музыка, но и различные звуки, сопровождающие изображение на экране. Это может быть шелест дождя, пение птиц, шум ветра, голоса людей и многое другое. Природное звучание вводит в канву повествования, а уже потом из этих звуков рождается мелодия.

Музыкальные стереотипы

Кино является синтетическим видом искусства, объединяя в себе многие направления и жанры. Так что создавать музыку к фильмам могут далеко не все композиторы. В зависимости от сюжетной линии, автор выбирает звучание оркестра, если на экране разворачиваются эпохальные события, или с помощью небольшого ансамбля создает у зрителя лирическое настроение и полное сопереживание герою или героине.

Следуя определенным правилам композиции для каждого жанра, автор музыки при этом не должен повторяться. Существующие в музыке стереотипы в плане того, как должна «звучать», например, погоня, могут повторяться чуть ли не в каждом боевике. И тогда саундтрек вместо украшения фильма может превратиться в надоевший раздражающий фактор. Вот почему так важен высокий уровень профессионализма тех, кто создает музыку в кино.